История видеоигр

Желание играть так же старо, как и само человечество. Для детей это жизненно важный инструмент подготовки к жизни, а для взрослых — способ убежать от реальности и немного развлечься. Как и почти все аспекты жизни, в последние десятилетия игры тоже перешли в цифровой мир. В 2018 году треть населения мира регулярно проводила время, играя в видеоигры, будь то на своем мобильном телефоне, игровой приставке или компьютере. Триумфальный взлет видеоигр начался в 1970-х годах, но своими корнями уходит в события, произошедшие примерно 20 годами ранее.

1950 – 1970 – Tinkering

История видеоигр GamersDay.ru тесно связана с эволюцией компьютера. В 1950-х годах огромные компьютеры размером с комнату решали относительно простые арифметические задачи. Ни о каких играх с этими чудовищами не могло быть и речи. И все же в университетах США творческие умы разрабатывали простые компьютерные игры. Однако эти изобретения предназначались не для развлечения, а скорее для демонстрации того, как работает новая технология. Появившаяся в 1958 году, была первой видеоигрой, запрограммированной исключительно для развлечения. Игра, состоящая из монитора для части оборудования, на котором два человека могли водить пятном света взад и вперед, была представлена на трехдневной выставке. Подростки стояли в очереди, чтобы посмотреть игру и попробовать ее. После этого Теннис на двоих был забыт на 20 лет, но теперь считается первой в истории видеоигрой.

1970–е годы — Рождение игровых автоматов

Вплоть до начала 1970-х годов студенты возились со все более компактными компьютерными системами. В 1972 году была основана фирма Atari. Компания не только доминировала в индустрии видеоигр в течение следующего десятилетия – она также разработала Pong, первую игру, которая стала глобальным успехом. Принцип игры в понг очень похож на своего предшественника, Теннис на двоих, и не мог быть проще. Инструкции ограничены утверждением: ‘Избегайте пропущенного мяча для высокого балла’. В этой игре также два игрока пытаются ударить мяч – не более пикселя – по линии. Хотя идея игры не была новой, Atari интегрировала компьютер вместе с экраном дисплея в коробку со слотом для монет – таким образом, изобретая игровой автомат. Впервые видеоигра была доступна широкой публике за очень небольшие деньги. Игра Space Invaders (1978) ознаменовал начало золотого века аркад, где подростки 1980-х годов проигрывали свои карманные деньги на игровых автоматах. До этого компьютерные технологии достигли значительного прогресса, с основанием Apple в 1976 году и разработкой микропроцессоров. И Atari удалось совершить еще один переворот с домашней консолью Atari 2600: более 30 миллионов человек купили игровую консоль, выпущенную в 1977 году, которая не ограничивалась только одной игрой, но благодаря сменным кассетам предлагала теоретически бесконечное количество игр. Игры отличались очень простой графикой и повествованием. Характерными особенностями были уровни, с помощью которых игра становилась все сложнее, и системы очков. Игроки пытались побить высокий балл и нашли славу в непрерывном списке рейтингов. Это означало, что простые игры оставались захватывающими в течение длительного времени.

1980–е годы — младенчество видеоигр

Многие классические игры, которые все еще сильны сегодня, вышли в 1980-х годах: Pac-Man (1980), Ultima (1980), Mario Bros (1983), Tetris (1984) и SimCity (1989). В начале десятилетия рынок не только наводнился бесчисленными новыми консолями, но и стали появляться все более дешевые и мощные домашние компьютеры. В 1983 году рынок консолей рухнул. Многие компании, среди них индустрия highflyer и пионер игр Atari, обанкротились. Но до этого Atari все же успела выпустить игру E.T. (1982), до сих пор считающуюся худшей видеоигрой всех времен благодаря своей грубой графике и сложному геймплею. Из руин индустрии возникли фирмы Commodore с домашним компьютером Commodore 64 (1982) и Nintendo с консолью Nintendo Entertainment System, или сокращенно NES (1985). С более совершенными технологиями игры продвигались в новые сферы; геймплей и графика стали более инновационными. Игры обзавелись своими персонажами и более сложными историями. Большинство жанров, какими мы их знаем сегодня, берут свое начало в этот период. Commodore 64 даже позволял высокомотивированным пользователям программировать свои собственные игры. Дети и подростки 1980-х проводили часы перед своими домашними компьютерами или консолями, а с выпуском Game Boy в конце десятилетия они даже продолжали после отбоя играть при свете факелов под одеялами.

1990–е — новое измерение

Как и первое поколение игроков, игровая индустрия выросла. Видеоигры вошли в новое измерение – буквально, потому что во второй половине десятилетия графика стала трехмерной. Теперь игроки могли двигаться в трех направлениях вместо двух. Эти игровые миры выглядели более реалистично и предлагали более сложные возможности. Производители консолей и игр соперничали за долю постоянно растущего рынка. В 1994 году Sony выпустила PlayStation – в техническом и графическом плане это был квантовый скачок по сравнению с существующими консолями. Студии игрового дизайна выпускали более инновационные идеи, причем история часто служила вдохновением для игрового процесса: в Age of Empires (1997) геймеры строили целые цивилизации, а в Command & Conquer (1995) они вели войну. В Tomb Raider (1996) они искали исторические артефакты вместе с Ларой Крофт; в Monkey Island (1990) они искали сокровища пиратов. Но в 1990-х годах игровая индустрия также потеряла свою невинность, потому что, помимо игрового процесса, насилие также все чаще становилось темой. Начиная с Wolfenstein 3D (1992) появились «шутеры от первого лица». В этих играх игрок использует оружие, чтобы убить своих противников с точки зрения первого лица. Впервые общество начинает задаваться вопросом, приводит ли насилие в видеоиграх к насилию в реальной жизни. Дискуссия продолжается и по сей день.