История и идейный смысл легенды “О Моисее”

Моисей — великий освободитель и законодатель еврейского народа, живший в ХІІІ–ХІІ ст. к н. е. во времена царствования Рамзеса II. Свое имя (по-еврейски — моше) он получил от египетской принцессы, которая спасла его, оно означает «спасенный из воды». Имя это соответствует библейскому рассказу, в котором говорится о том, что ребенок, который родился у Авраама Йохаведи, была спрятана матерью (по приказу фараона все еврейские дети мужского пола топились в Нила), а затем был положена в смолений корзина, а тот — опущенный в камыши реки. Здесь его нашла дочь фараона, пришедшая купаться. Она взяла ребенка к себе и воспитала ее, как свою собственную.

Моисей получил блестящее воспитание, он был посвящен «во всю мудрость египетскую», то есть во все таинства религиозного и политического миросозерцания Египта. Будучи жрецом Озириса и занимая должность священного писца, кстати, Библейский Моисей и последний царь Мари Зимри-Лим — один и тот же человек, Моисей был послан фараоном в долину Гесем для проверки работ, которые там велись, по строительству крепостей. Еврейский народ, живший в те времена в долине Гесем, был данником Египта и подвергался рабскому унижению на тяжелых работах.

О Моисее

Ненависть египтян к евреям увеличивалась непокірливою нравом этого кочевого народа, отрицанием египетских богов и поклонением своему единственному богу. Однажды он увидел, как египетский воин бьет мирного еврея. Возмущение Моисея было настолько велико, что, защищая соплеменника, он убил врага. После этого происшествия ему пришлось бежать за пределы царства фараона. Единственным местом, пригодным для укрытия, была Синайская пустыня. Там Моисей мог встретить лишь голые камни и жидких кочевников-бедуинов. Путешествуя Синайською пустыне, Моисей забрел далеко в горы и оказался в неизвестном древнем святилище. Здесь с ним и произошло то преобразования, повлияло на весь ход истории еврейского народа. Моисей увидел куст терновника, который горел, но не сгорал, а из недр куста ему был голос Господа Бога.

И сказал Яхве Моисею, что он должен вывести евреев из египетского рабства и привести сюда, к святой горы Синай. И обещал Яхве дать сынам Израилевым, которые почитают Бога отцов своих, богатую землю. Моисей, проникшись откровением, которое он получил около 1230. к н. е., появился среди израильских рабов в Египте. Он почувствовал на себе печать Божьего пророка и обязанность спасти свой народ. Большой был труд Моисея, поскольку встретился он со страхом и тупостью, ленью и косностью. Необходимо было возродить в своих соплеменниках былую религиозность.

Моисей пришел с известием, что Бог Авраама, Исаака и Иакова снова призывает свой народ и обещает дать ему во владение плодородные земли Ханаана. Психология человека устроена таким образом, что даже самое тяжелое, невыносимое, но предполагаемое настоящее воспринимается лучше, чем благополучное, но неизвестное будущее. Моисею необходимо было сдвинуть с насиженного места целый народ, пробудить в нем гордость и энергию, сплотить его под единой верой. Обстановка в самом Египте способствовала вы — конанню задуманного. В те годы Египет восстанавливал былое могущество. Армия фараона снова завоевывала чужие земли, а в долине Нила разразилась эпидемия.

Выход из-под ига рабства было сделано в день весеннего праздника. Наспех выполнив необходимый обряд, еврейский народ отправился на восток. Как говорится в Библии, их было всего 70 человек, но вероятнее — 70 семей, то есть более тысячи человек, поскольку каждая семья могла насчитывать до тридцати человек.