Почему непрерывный контроль за давлением в шинах стал обязательным? Как быть, если штатной системы мониторинга на машине нет? На самом деле все очень просто.
Неправильное давление в колесе – это нарушена управляемость, преждевременная покупка новой шины, а порой – даже тяжелое ДТП. Поэтому на современных автомобилях привычным делом стала штатная система TPMS (Tyre Pressure Monitoring System), в Европе эта система мониторинга давления в шинах стал обязательным для всех новых авто.
Система мониторинга давления поможет уберечь ваши шины от преждевременного выхода из строя
Довольно сложная и недешевая, она стала распространенной, потому рядовому водителю легковушки сегодня непросто заметить на ходу, что колесо спустило: передний привод и высокий уровень комфортности скрывают падение давления.
И современные шины, как правило, с одной стороны очень уязвимы на неровностях через свой низкий профиль, а с другой – не прощают движения с низким давлением и становятся непригодными к ремонту. Поэтому датчики давления в колесах стали настолько популярными. Подробнее про систему контроля давления в шинах читайте на страницах нашего специализированного сайта.
Как устроена система контроля давления шин
На самом деле, датчики давления в колесах есть не всегда. В относительно недорогих штатных TPMS несоответствие давления выдает датчик антиблокировочной системы тормозов ABS. Секрет в том, что колеса с разным давлением вращаются с разными оборотами, поэтому система замечает большое расхождение и поднимает тревогу. Но определить, с каким именно колесом неладно, ей тяжело, и на панель выводится сообщение для водителя вроде “Проверьте давление в шинах”.
Система TPMS с датчиками, которые вставляются внутрь шины, лучше защищена от воров и дорожных неурядиц
Более совершенный тип мониторинга имеет датчик давления в каждой шине. Он непрерывно измеряет давление и температуру, а затем передает данные по радиоканалу до главного блока. Такой вариант типичен для штатных систем мониторинга в дорогих авто, а также – в комплектах, которые продаются как дополнительное оборудование. Довольно распространен вариант размещения датчиков в таких комплектах – не в колесе, а на вентили, вместо защитного колпачка. Это проще с точки зрения монтажа, но нехорошо с точки зрения защищенности от грязи, снега и воров.
Важный компонент – экран, на который выводятся данные о давлении и (не всегда) температуру в шине. Если в штатных систем автомобиля эта информация интегрирована в интерфейс борткомп’ютера, то в комплекты для самостоятельного оборудования входит отдельный дисплей. Не в каждой машине есть удобное и уместное место для его установки, да и для салонных воров это дополнительная приманка. Однако, некоторые модели предлагают TPMS передачи данных от датчиков шин по Bluetooth на смартфон.
Между тем, системе и штатной, и установленной самостоятельно – нужен определенный уход.
Датчики TPMS, которые накручиваются вместо колпачков легко потерять в процессе эксплуатации
Как ухаживать за датчиками давления в колесах
- Калибровка. Время от времени TPMS (даже штатная!) выдает ложный сигнал тревоги, и доведение давления во всех колесах до идеальных значений не убирает аварийного сообщение с щитка приборов. В некоторых конструкциях обнулить ошибку можно самостоятельно, в некоторых для калибровки нужно ехать на СТО. Учтите, что давление в колесах на боку, возвращенном к солнцу, всегда будет выше, чем на том, что оставался в тени.
- Батарейки. В каждом датчике есть миниатюрная батарейка, которую время от времени приходится менять. Кроме денег, это может повлечь за собой проблемы с шиномонтажем (если датчик скрыт в шине). Поэтому, вероятно, может иметь смысл менять старые батарейки при случае – например, превентивно во время очередного сезонного переобувания.
- Воры. Те датчики нештатных систем TPMS, которые крепятся снаружи вместо колпачков, легко становятся добычей разного рода воров, а тот просто дворовой детворы. Единственное, что здесь можно посоветовать – использовать такую систему только в далеких путешествиях, а для ежедневных рутинных поездок ставить обычные защитные колпачки. К сожалению, в таком случае каждый раз придется подкачивать все шины компрессором.
- Шиномонтаж. Датчики давления, смонтированные в колесах, можно повредить во время неквалифицированного шиномонтажа. Поэтому при каждом обращении к колесному сервиса надо предупреждать мастеров, под крышкой установлен датчик.
На современных авто частично спущенную шину водитель может долго не замечать, но это сокращает ее ресурс
Система мониторинга давления шин – не просто модный девайс, а очень эффективное средство повысить безопасность движения. Обратите внимание также на то, что постоянная езда на подспущенной шине разрушает ее каркас и преждевременно выводит колесо из строя – а это уже немалые затраты. Поэтому если у вас неновая машина достаточно высокого класса с хорошей шумоизоляцией и комфортным управлением, которые скрывают проблемы с колесами, стоит установить дополнительную систему мониторинга давления в шинах.