СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

В предыдущих параграфах были описаны условия развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, позволяющие реализовать на практике педагогическая концепция целостного развития дошкольника:

  • — обеспечить всестороннее — физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие в процессе физического, умственного, эстетического и социально-нравственного воспитания, то есть в ходе реализации права ребенка на образование;
  • — сориентировать образование на формирования компонентов базовой культуры личности: формирование физической культуры и культуры познания, эстетической и экологической культуры, нравственной культуры.

Для того чтобы обеспечить такие результаты, нужно иметь соответствующие средства воздействия detja.ru на сам процесс образования. Традиционно они рассматриваются при описании структуры образовательного процесса, однако, учитывая тенденции развития современной дошкольной педагогики, поступим по-другому. Дело в том, что, описывая средства образовательного процесса, мы вынуждены рассматривать их как средство воздействия на ребенка, а не взаимодействия с ним — «теряется» восприятие и понимание ребенка как субъекта образования. Поэтому попробуем описать возможности использования различных педагогических средств как средств развития, а не как средств воздействия.

В этом отношении к средствам будут отнесены следующие категории, интегрирующие основные педагогические средства: педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие и педагогические отношения. Рассмотрим их подробнее.

Педагогическая деятельность-деятельность по обучению и воспитанию детей, которая осуществляется педагогическими работниками в образовательных учреждениях различных типов и видов. Она направлена на постоянное решение бесчисленного ряда образовательных и воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вырабатываются и воплощаются в общении с детьми как субъектами взаимодействия оптимальные, органичные для данной деятельности традиционные и нетрадиционные педагогические решения, поэтому она имеет творческий характер. Однако такой характер деятельность конкретного педагога приобретает не с самого начала.

Выделяют несколько уровней организации педагогической деятельности:

— репродуктивный-уровень профессиональной деятельности педагога, умеющего рассказать и передать детям то, что знает сам;

адаптивный-уровень профессиональной деятельности педагога, умеющего приспособить материал, подлежащий усвоению, к особенностям детской аудитории;

  • — локально-моделирующий — уровень профессиональной деятельности педагога, который умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему включения детей в различные виды деятельности;
  • — системно-моделирующий деятельность — уровень профессиональной деятельности педагога, который владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков у детей по всем направлениям детского развития (умственном, социально-нравственного, эстетического и т.д.);
  • — системно-моделирующий деятельность и поведение уровень профессиональной деятельности педагога, который владеет стратегиями подбора и реализации средств формирования личности ребенка, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

На каждом из этих уровней ребенок, воспитанник по-разному воспринимается педагогом и по мере развития педагогической деятельности переходит от уровня его восприятия как объекта к субъекту педагогического взаимодействия.