Виды франчайзинга

Мировая практика реализации франчайзинговых autodela.ru отношений свидетельствует о существовании разных типов франшиз. На рис. 1.1 показана классификация франшиз по ряду существенных и независимых характеристик.

В зависимости от стадии подготовки франчайзер передает продукцию франчайзи для последующей продажи, существует три типа франшизы:

1) коммерческий (другие названия: коммерческий, сбытовой);
2) производственные (промышленные);
3) бизнес (коммерческий формат).

Суть товарной франшизы состоит в том, чтобы получить франчайзи право продавать продукцию, которое ему предоставляет франчайзер. В то же время франчайзи имеет право и обязан использовать в своей деятельности бренд франчайзера, а также его технологии и ноу-хау, необходимые для успешной продажи продукции.

Использование товарной франшизы особенно рекомендуется при организации системы продаж товаров, реализация которой требует от продавца определенных знаний (о конкретных характеристиках товара, особенностях его использования и т. Д.) Для консультирования покупателям, а также продукты, требующие послепродажного обслуживания (обязательство сделать это, как правило, является обязанностью франчайзи, продавшего товары). Очень часто товарные франшизы используются для продажи автомобилей, бытовой электроники, нефтепродуктов, косметики, одежды, обуви и т.п. Примерами компаний, использующих товарную франшизу для организации системы продаж своей продукции, являются иностранные компании, такие как General Motor, Лукойл, а также несколько отечественных производителей, в частности, работающие под брендами Sensus, Gregory Arber, Merckx «и другие.

Под производственной франшизой понимается вид сотрудничества между сторонами договора франчайзинга, согласно которому франчайзи получает право производить и продавать товары (выполнять работы, оказывать услуги) с использованием сырья и материалов, предоставляемых франчайзер. При этом франчайзи осуществляет свою деятельность, используя бренд франчайзера и другую интеллектуальную собственность, среди которых особое место занимает технология переработки сырья в готовую продукцию. Франшизу на производство, как правило, используют компании, у которых есть секретное производство исходных материалов и которые обеспокоены их неразглашением.

Самая распространенная промышленная франшиза — производство безалкогольных напитков, поскольку ее централизованное производство и доставка конечному потребителю невыгодно из-за высокого содержания воды в напитке. Такие компании, как «Кока-Кола», «Пепси», «Семь ап» и другие предоставляют своим франчайзи концентраты напитков, из которых последние в дальнейшем, придерживаясь определенной технологии, производят готовый напиток, разливают и маркируют брендом компании. франчайзером и продавать через систему местных дилеров. Промышленные франшизы также широко используют пищевые компании (Mars, Nestlé, Danone).