Все многообразие вариантов транспортного обеспечения логистики формируется на основе системы транспортных услуг.
Транспортными услугами мы будем называть любые виды деятельности, осуществляемые транспортными операторами для клиентуры за вознаграждение. — доставка груза москва хабаровск
Транспортные услуги делятся на следующие основные группы: перевозочные услуги;
- — Предоставление транспортных средств в распоряжение клиента;
- — Терминальные услуги;
- — Дополнительные услуги, связанные с подготовкой и выполнением транспортировки.
Перевозочные услуги
Перевозки представляют собой основной вид транспортной деятельности. Общей их особенностью является наличие заключается в той или иной форме между транспортным оператором и клиентом договора перевозки (см. Гл. 8).
Перевозки в зависимости от характерной расстояния делятся на дальние и местные (рис. 6.3). Дальние перевозки, в свою очередь, подразделяются:
- — По принадлежности пунктов отправления и назначения -на международные и внутригосударственные;
- — По характеру обслуживания — на линейные и чартерные;
- — По участию в перевозке одного или нескольких видов транспорта — на унімодальне (выполняемые одним видом транспорта) и мультимодальные (см. Гл. 10).
Рис. 6.3. Классификация перевозочных услуг
Дальние перевозки осуществляются всеми вилами транспорта и обеспечивают:
- — Устойчивые транспортные связи между странами, экономическими районами, населенными пунктами, промышленными зонами за счет рационального построения маршрутной сети;
- — Достижение эффекта масштаба при транспортировке за счет применения транспортных средств максимально возможной грузоподъемности и концентрации грузовой работы на терминалах;
- — Обеспечение необходимых временных характеристик транспортного обслуживания на основе формирования привлекательных для клиентуры расписаний движения транспортных средств.
Эффективность дальних перевозок многом зависит от наличия в пунктах маршрута условий для быстрой погрузки и разгрузки транспортных средств и площадей для накопления достаточных партий грузов. Поэтому в современных транспортных системах дальние перевозки выполняются, как правило, между терминалами.
Дальние перевозки являются сферой межвидовой и внутривидовой конкуренции транспортных операторов, при этом конкурировать могут унімодальне (выполняемые одним видом транспорта) и интермодальные транспортные сервисы. Эффективность планирования и организации дальних перевозок многом зависит от качества решения задач рационального выбора вида транспорта и транспортного оператора.
Международные перевозки выполняются между пунктами, расположенными на территории разных государств, и характеризуются следующими особенностями:
- — Грузовые перевозки регулируются соответствующими многосторонними и двусторонними международными договорами, которые устанавливают условия соответствующего договора перевозки, требования к транспортных средств и персонала, правила перевозок отдельных видов грузов, стандарты безопасности и т.д. Наличие системы таких договоров, положения которых могут отличаться от норм транспортного законодательства отдельных стран и имеют над ними приоритет, позволяет создать унифицированную правовую среду для международных перевозок и торговли;
- — Международные договоры, о которых говорилось выше, не описывают исчерпывающим образом всех аспектов выполнения международных перевозок. Условия, не могут быть определены международными договорами, устанавливаются национальными законами, правилами и обычаями, требования которых в разных странах и в разных регионах могут существенно различаться. Так, в морских перевозках очень большое значение так называемых портовых обычаев — местных портовых правил, касающихся режима работы порта, порядок захода судов в порт, их обслуживание в порту и выхода из порта, погрузке, разгрузке, хранению, перевалке грузов и т.д . Портовые обычаи могут отличаться даже в соседних портах одной страны (см. Параграф 8.1);
- — Условия организации и выполнения международных перевозок тесно связаны с условиями сделки купли-продажи перевозимого товара, которые, в большинстве случаев, устанавливаются на основе выбора того или иного базиса поставки согласно системе INCOTERMS (см. Параграф 8.5);
- — Важным фактором, непосредственно влияющим на эффективность международных перевозок, является необходимость выполнения комплекса процедур, связанных с пересечением транспортными средствами и перевозимыми товарами государственных границ, пограничных, таможенных, санитарных, специальных и т.д.
Указанные особенности определяют особые требования к квалификации и опыту операторов, предлагающих услуги в секторе международных грузовых перевозок.
В зависимости от характера обслуживания дальние перевозки делятся на линейные и чартерные.
Линейные перевозки (liner servicesy, характеризуются следующими особенностями:
- — Выполняются регулярно по определенным маршрутам между объявленными пунктами;
- — Маршруты, расписания, тарифы и другие условия обслуживания публикуются и остаются неизменными в течение определенного периода времени (квартал, полугодие), а об их изменениях оператор уведомляет заблаговременно;
- — Услуги линии доступны для любого клиента, заинтересованного в обслуживании;
- — Правила оказания услуг, установленные оператором линии, единые для всех пользователей.
По линиям перевозятся грузы, принадлежащие многочисленным клиентам. Тип и грузоподъемность транспортных средств, периодичность отправления и другие характеристики линий определяются оператором в зависимости от сложившихся или прогнозируемых параметров грузопотока на данном направлении.
По морским, сухопутным и воздушным грузовым линиям, которые являются главными звеньями интермодальных транспортных систем, доставляются наиболее дорогостоящие грузы. Транспортная составляющая в их конечной стоимости, как правило, не превышает 5%. Поэтому решающим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность линейного сервиса, является не цена перевозки, а удобное для клиентуры расположения конечных и промежуточных пунктов, частота сервиса и пунктуальность в выполнении расписания.
Линейный сервис может быть срочным (работа в соответствии с точным заранее объявленному расписанию) или регулярным (объявляется гарантированное количество отправлений в неделю / месяц, а расписание уточняется в зависимости от текущего спроса).
Заявленный расписание или периодичность сервиса должны соблюдаться вне зависимости от текущего спроса на услуги линии. Тарифы должны выдерживаться в течение заявленного срока независимо от колебаний рыночной конъюнктуры. Только при этом условии линейный сервис становится привлекательным для пользователей, позволяя им надежно планировать процесс товародвижения в цепи поставок.
Линейные сервисы могут быть организованы по нескольким схемам (рис. 6.4).
«Обычная» линия имеет ряд промежуточных пунктов, наличие которых позволяет оператору линии привлечь дополнительные грузы и повышает гибкость услуги для грузовладельцев за счет возможности изменения пунктов погрузки или выгрузки. Вместе с тем каждый дополнительный промежуточный пункт снижает экономическую эффективность линии за счет потерь времени и, в ряде случаев, за счет удлинения маршрута, а также повышает риски нарушения расписания.
Таможенников линии, не имеют промежуточных пунктов, получили в современных транспортных системах широкое распространение, поскольку они наиболее просты в организации, обеспечивающие наибольшую надежность и минимальную себестоимость перевозок. Таможенников линии являются важной составной частью транспортных сетей, построенных по принципу «ступица-спица» (см. Параграф 4.5).
Круговые линии позволяют оператору избежать потерь, связанных с дисбалансом грузопотоков. Движение транспортных средств на круговой линии может быть организовано в обоих направлениях, но грузоподъемность транспортных средств или частота отправлений могут при этом быть разными для «прямого» и «обратного» колец. В практике морских контейнерных перевозок известны кругосветные линии подобного типа.
Рис. 6.4. Варианты организации линейных сервисов:
а «обычная» линия с промежуточными пунктами; б — маятниковая линия; в — круговая линия
Чартерные перевозки (charter) имеют такие особенности:
- — Они не связаны с постоянным обслуживанием определенных направлений;
- — Они выполняются транспортным оператором на основании договора, заключаемого с единственным клиентом (принцип «одно транспортное средство — один груз»);
- — Договор заключается на перевозку одной грузовой партии или на определенный период времени;
- — Условия обслуживания и тарифы являются результатом соглашения сторон и могут в широких пределах меняться от одного контракта к другому.
На основе чартера доставляются, как правило, относительно дешевые грузы (наливные, насыпные, навалочные), стоимость которых позволяет отправителю накопить достаточно большую партию для получения эффекта масштаба при перевозке. В ряде случаев чартерная перевозка организуется для индивидуальной доставки крупных единичных дорогих грузов, например спутника к месту запуска, трансформатора для электростанции и т.п.