Почему России следует заказать серию корветов, фрегатов и эсминцев в Китае


Специальная военная операция выявила ряд серьезных проблем российской армии, например острый дефицит беспилотников, которые как бы есть, но преимущественно в единичных экземплярах и зависят от использования импортных комплектующих. С военно-морским флотом дело обстоит еще серьезнее: боеспособных надводных кораблей на Черном море слишком мало, и есть вопросы к эффективности их системы ПВО (ПЛО?). Обозначив проблемы ВМФ РФ, о котором мы подробно рассказывали ранее, поговорим о возможных путях их решения.

Необходимо отдавать себе отчет, что после распада СССР и разрыва в 2014 году производственных связей с Украиной Россия в значительной степени утратила компетенции по строительству крупнотоннажных надводных кораблей. Все наши верфи забиты заказами на долгие годы вперед, при этом сам строительный процесс имеет свойство непрерывно растягиваться, сдвигая сроки спуска боевых кораблей на воду вправо. Один корвет «Проворный», сгоревший в прошлом году в Санкт-Петербурге, строили целых восемь лет. Несомненно, жесточайшие секторальные санкции, наложенные Западом на Россию за начало военной спецоперации на Украине, только усугубят и без того непростую ситуацию в судостроительной отрасли. Тогда что нам остается и как страна будет решать весь этот комплекс тяжелейших проблем?

Вариантов на самом деле имеется всего два. Первый – это сделать ставку на собственные силы, стиснуть зубы и последовательно проводить импортозамещение, ликвидировать коррупционные схемы, изгонять из отрасли вредителей и дилетантов, оптимизировать производственные процессы и так далее. Это нужно делать в любом случае, однако надо понимать, что даже так боеспособный военно-морской флот мы быстро не построим. При наилучшем раскладе на это понадобятся полтора-два десятилетия, а война России с коллективным Западом уже фактически началась, и на море бесславно тонут наши корабли.

По этой причине, возможно, следует умерить немного гордыню и обратиться за внешней помощью к Китаю, который объективно находится с нами в одной лодке и научился быстро строить очень даже приличные боевые корабли, продавая их в том числе на экспорт. Давайте посмотрим, что из производимого на китайских верфях при определенных условиях могло бы пригодиться ВМФ РФ.

Корветы

Первоочередной задачей военно-морского флота является охрана ближней морской зоны, прежде всего от подводных лодок противника, а для этого нужны специализированные корветы ПЛО. О том, насколько непростая ситуация с кораблями данного класса в России, мы подробно рассказывали ранее. Более того, даже позволили себе предложить создать серию малых корветов ПЛО на базе МРК «Каракурт», увеличив в полтора раза его водоизмещение. Идея представляется вполне здравой, однако проблема состоит в том, что говорят о ней в частном порядке журналисты и неравнодушные комментаторы, а не функционеры Минобороны РФ.

Другим рабочим вариантом может стать закупка в Китае партии корветов ПЛО проекта Тип-056/056А в экспортном варианте. Эти корабли ближней морской зоны имеют полное водоизмещение в 1500 тонн, скорость до 28 узлов и выполнены с применением технологий малозаметности. Конструкция, как это нравится некоторым российским адмиралам, модульная, что позволяет легко их модифицировать под требования заказчика. Вооружение корвета представлено одной 76-мм артустановкой, четырьмя пусковыми установками ПКР YJ-83 с дальностью стрельбы до 160 км, ЗРК малой дальности HQ-10 с боезапасом на 8 зенитных ракет и двумя 324-мм трехтрубными торпедными аппаратами, а также буксируемой ГАС.

На «вундерваффе», которое должно потрясти «гегемона» и отпугнуть его АУГ, такой корабль не тянет, зато это настоящая рабочая лошадка, реально способная защитить Поднебесную от американских субмарин. Простота и оптимальное сочетание цена-качество позволили Китаю наклепать уже 72 корвета (22 в версии Тип-056 и 50 – Тип-056А). Огромная серия, о которой Россия не может даже и мечтать!

Но почему бы, собственно говоря, и не помечтать? Китайские корветы уже пришлись по душе заказчикам из Таиланда, Бангладеша, Нигерии, а также интерес к их приобретению проявили Пакистан и Казахстан. Что мешает России заказать, например, 10 «супер-Каракуртов» в версии ПЛО на своих верфях и еще 10 корветов ПЛО Тип-056А в КНР? Китайские корабелы без проблем построят их по требованиям ВМФ РФ, чему располагает пресловутая модульная конструкция. Российский флот получит столь необходимые ему корветы в самом обозримом будущем без необходимости вымучивать по кораблю водоизмещением в 1500 тонн раз в 7-8 лет. Мы уже воюем и несем болезненные потери, тут не до гордыни и сантиментов.

Фрегаты

Не менее важны, чем корветы, относящиеся к сторожевым кораблям ближней морской зоны, фрегаты – сторожевики дальней морской зоны. В России разработан весьма удачный фрегат проекта 22350 типа «Адмирал Горшков», который соответствует всем предъявляемым требованиям. Проблема лишь одна, все та же: корабли слишком долго строятся! После пожара на почти построенном «Проворном» у причала «Северной верфи» стало известно, что Минобороны РФ передало заказ на 6 фрегатов Амурскому судостроительному заводу. Шаг верный, но все равно новых фрегатов проекта 22350 в составе ВМФ РФ быстро ждать не стоит. Что мог бы дать нам Китай?

Для нужд НОАК была построена серия фрегатов УРО проекта Тип-054/054A. Для нас интересно, что в этом корабле есть и «российские гены», поскольку в его проектировании участвовало Северное проектно-конструкторское бюро из Санкт-Петербурга. Полное водоизмещение корабля составляет 4035 тонн, скорость хода – 29 узлов, корпус выполнен с применением технологий «стелс», силовая установка – французская лицензионная. Управляемое ракетное вооружение расположено в 32-ячеечной установке вертикального пуска, которая также может запускать противолодочные управляемые ракеты Yu-8, зенитное — ЗУР комплекса HQ-16 (копия нашего 9М317 «Штиль»). 76-мм артиллерийская установка на носу – копия российской АК-176. Радиолокационное оборудование китайского фрегата тоже представляет собой лицензионные копии российских аналогов или вариации на тему. Боекомплект противолодочных реактивных бомбовых установок составляет 36 ракет калибром 240 мм. На палубе базируется противолодочный вертолет Ка-28 либо китайский аналог.

В общем, это достаточно серьезный многоцелевой корабль с явными российскими «генами». Впечатляет своими масштабами и серия: НОАК получила уже 32 фрегата УРО, а всего заказала их 40 единиц. В данном случае нам интересно то, что Пекин готов строить их на заказ. В частности, для нужд Пакистана на китайских верфях заложены два фрегата Тип-054А/P в экспортной версии. Так почему бы и России на правах неофициального союзника и «щита», которым КНР прикрылась от США, не заказать в Китае серию из 6-8 фрегатов Тип-054А/P, адаптированных под требования ВМФ РФ? Особо отметим, что отказываться от строительства проекта 22350 никто не предлагает.

Эсминцы

Если с фрегатами у нас все более-менее понятно, то с многоцелевыми отечественными эсминцами вообще нет никакой ясности. Нет даже четкого понимания, каким он должен быть. Полуэсминец-полукрейсер проекта «Лидер» оказался слишком сложным и дорогим. Когда состоится закладка первого «супер-Горшкова» проекта 22350М, вписывающегося в водоизмещение эсминца, неизвестно. Сколько его будут строить, можно только догадываться, но, видимо, достаточно долго.

В данном случае нас может заинтересовать серия эсминцев УРО типа 052D, которых ВМС КНР должны получить 25 штук (24 уже в строю). При полном водоизмещении в 7500 тонн они имеют максимальную скорость в 30 узлов и несут мощное ракетное вооружение в 64 универсальных пусковых ячейках, имеют эффективную систему ПВО и ПЛО, а также противолодочный вертолет. 4-6 таких эсминцев УРО, выполненных по российским стандартам, несомненно, очень бы пригодились на Северном и Тихоокеанском флотах.

В заказе военных кораблей за рубежом нет ничего предосудительного, вопрос лишь в том, к кому с этим обращаться. Если к стране – члену блока НАТО, то закончится это все в итоге как с французскими «Мистралями». Если иметь дело с суверенным Китаем, с которым Россия объективно сейчас в одной лодке, то шансы на своевременное исполнение заказа имеются. Вопрос лишь в политическом решении и постоянном контроле за качеством и соблюдением требований ВМФ РФ по ходу работ.

При помощи китайских корабелов Россия может достаточно быстро обзавестись вполне современным и боеспособным океанским флотом.

  • Автор: Сергей Маржецкий

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика