Сколько раз Россия пыталась присоединить к себе Тибет

cnnn.ru

На протяжении столетия Российская империя, а позже и Советский Союз хотели присоединить Тибет. Но планы нарушил Китай, который 17 ноября 1950 года включил в состав государства Тибет. Советскому союзу пришлось навсегда отказаться от идеи включения этого региона в состав СССР.
В XIX веке регион Центральной Азии стал предметом политического интереса Российской империи. В это время сильно ослабела династия Цин в Китае, и на господство в Центральной Азии претендовала Британская империя. В конце XIX века Российская империя смогла закрепиться на западе Туркестана, в Монголии и в Маньчжурии (сегодня юг Дальнего Востока) и это не нравилось англичанам. Тем не менее, территориальные «аппетиты» Российской Империи росли.

Следующим шагом к подчинению Центральной Азии были восточный Туркестан, внутренняя Монголия и Тибет, в них проживали мусульмане и буддисты. В Российской империи была интеллигентная прослойка, которая исповедовала буддизм, и считала тибетцев дружественным народом. Именно эти буддисты проводили политику присоединения региона в к России – они желали, чтобы их культура и религия сохранилась.

Петр Бадмаев

Петр Бадмаев (до крещения – Жамсаран) одним из первых выступил за включение тибетских земель в Состав Российской империи. Сын бурята-кочевника, он принял православие. Старший брат Бадмаева работал в Иркутске врачом бурятской медицины, поэтому, при помощи благодарных чиновников, помог брату поступить в русскую классическую гимназию. После окончания гимназии он поступил на восточный факультет Петербургского университета. Параллельно он окончил Военно-медицинскую академию. В 1875 году Петр Бадмаев начал службу в Министерстве иностранных дел.

Работая в МИДе, Бадмаев настойчиво предлагал включить в состав Российской империи Тибет и Монголию. Для этих целей он предлагал продлить Транссибирскую магистраль до границы с Китаем в провинции Ганьсу. В этом случае Российская империя установить сообщение с Тибетом и усилить свои геополитические позиции в Центральной Азии. Позже, при таком раскладе, Россия могла бы подчинить себе торговлю с Китаем, Кореей и странами Юго-Восточной Азии. Идею с Тибетом поддержал Сергей Витте, но Александр III не согласился с Петром Бадмаевым.

Вторую попытку Бадмаев предпринял после смерти Александр III, когда во главе империи встал Николай II. Император заинтересовался предложением Бадмаева, отправил в Тибет подъесаула Уланова, чтобы выяснить обстановку в Тибете. Но и вторая попытка Бадмаева провалилась – русско-японская война отвлекла внимание государства от Центральной Азии.

Агван Доржиев

Агван Доржиев действовал по другую сторону – в окружении Далай-ламы Тринадцатого. Благодаря бурятскому происхождению в 1898 году тибетское руководство отправило его в путешествие по Азии, Российской империи и Европе. Росси Доржиев придавал огромное
значение, потому что в империи жили буряты, как и он сам. Агван выступал инициатором установления дружеских отношений. Он утверждал, что Российская империя – это царство Шамбала, а Николай II – реинкарнация Цзонхавы, реформатора ламаистов. Но Доржиев так и не смог убедить Далай-ламу в том, что нужно заключить военный союз с Николаем II.

Доржиев хотел заручиться военной поддержкой России в случае усиления британцев в регионе. Британцы в это время уже установили господство в Ладакхе и Сиккиме, и Доржиев опасался, что жизнь Тибета пойдет по европейскому укладу и утратит культуру.
Но в 1907 году Англия и Россия заключили договор, по которому признавали власть Китая над Тибетом, и все усилия Доржиева оказались напрасными.

Тибет и Советский Союз

После Февральской и Октябрьской революции появился Советский Союз. Большевики не желали идти на конфликт с буддистами в России. Одной из причин возрождения интереса к Тибету было то, что в Монголии победили народные революционеры под началом Сухэ-Батора. Сухэ-Батор уничтожил Унгерна фон Штенберга, который руководил белогвардейцами. Сухэ-Батор пытались прижить политику коммунизма в Монголии, проводя параллели между коммунистической политикой и буддизмом, убеждая, что есть сходство. Идея общности коммунизма и буддизма распространилась и в СССР, поэтому политическая элита поддержала идею экспедиции Николая Рериха.. Экспедиция длилась с 1923 по 1929 год, и одной из ее целей было установление дружеских отношений с Далай-ламой или Панчен-ламой. Крестьянство в Тибете было религиозно-фанатичным, поэтому ими можно было манипулировать.

Николай Рерих пытался убедить Панчен-ламу (потому что Далай-лама больше симпатизировал англичанам), что у России и Тибета общая культурная история и объединение СССР и Тибета приведет к возвращению к «шамбале».
Еще одной фигурой экспедиции был Яков Блюмкин. Он был ключевой фигурой центральноазиатского направления внешней политики СССР. В экспедиции он представлялся буддийским монахом.
После экспедиции Рериха, ОГПУ подготовило еще две поездки агентов-калмыков, которые встречались с Далай-ламой. Они предлагали ему гарантии суверенитета, взамен на сотрудничество с СССР. Но идея не увенчалась успехом.

Последняя попытка установить советско-тибетские отношения

На Всесоюзном съезде буддистов СССР в 1927 году выступал Агван Доржиев. Он заявлял об общности коммунизма и буддизма, убеждал, что Ленин – буддист, а Будда – первый коммунист. Параллельно работал с Далай-ламой, убеждая, что Советская Россия – Шамбала.
Но с приходом к власти Сталина Тибет перестал быть интересным для внешней политики СССР. Сталин стремился поддерживать отношения с коммунистической партией Китая, и буддисты в СССР подверглись опале. В 1929 году запретили буддизм в Бурятии, потом пошла волна закрытия буддийским храмов.

Окончательная точка была поставлена в 1950 году, когда Китай установил свою власть на Тибете. С тех пор СССР, а потом и Российская Федерация не уделяют внимание «тибетскому вопросу».

cnnn.ru

admin

Next Post

Как в реальности выглядели женщины со знаменитых портретов

Чт Мар 12 , 2020
cnnn.ru Любой хороший художник в работе не столько отражает реальность, сколько пытается поделиться своим внутренним миром, поэтому авторское видение порой может отличаться от фотографии. Женщины на картинах чаще всего выглядят настоящими красавицами, но были ли они такими же в жизни? О знаменитых дамах из глухой старины мы узнать этого уже […]
Март 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Яндекс.Метрика