Операция ЦРУ «Проект Альфа»: кто угнал советский Як-23 в США

cnnn.ru

В период корейского конфликта советская военная авиация привлекала самое пристальное внимание США. Один самолет — реактивный истребитель Як-23, использовавшийся весьма ограниченно — привлекал особенное внимание американского руководства. Как считали тогда американцы, из-за режима высочайшей секретности. В 1953 году ЦРУ разработало и провело операцию по угону самолета, однако ожидания США не оправдались.

Операция «Проект Альфа»

Многие документы о событиях пятидесятых годов до сих пор остаются засекреченными, поэтому информации немного. Одним из первых об этом в своей статье для журнала «Planeta» написал профессор Чедомира Йанич, занимающийся историей авиации. Дело было так.

В начале 1950-х некоторое количество Як-23 состояло на вооружении стран соцлагеря: Венгрии, Румынии, Болгарии и Польши. Сознавая невозможность похищения самолета из СССР и сложность его «добычи» в небе над Кореей, американская разведка решила действовать именно через страны Восточной Европы. Чтобы минимизировать неприятные международные последствия, всю операцию решено было провернуть чужими руками.[С-BLOCK]

Некоторое время велась работа по поиску перебежчиков в соцстранах — достаточно алчных, желательно одиноких и с антикоммунистическими политическими убеждениями. Такой был найден — им стал румынский пилот Михай Дьякоану. 24 июня 1953 года он на своем Як-23 во время штатного сторожевого полета покинул воздушное пространство Румынии и приземлился в Югославии.

О судьбе пилота известно немногое — он был вывезен в США представителями ЦРУ, где получил новое имя. Самолет же был отправлен на один из югославских испытательных полигонов, где с него были удалены все опознавательные знаки. Полный комплекс испытаний включал 21 полет общей продолжительностью 9 часов с участием югославских пилотов. Один из них, капитан Водопивец со ссылками на неназванные источники в высшем руководстве ВВС Югославии, в своем интервью интернет-порталу Air Combat Information Group рассказал и о дальнейшей судьбе истребителя.

Як-23 с американскими звездами на крыльях

В октябре начались переговоры о передаче угнанного самолета США. Условием были поставки в Югославию новейших американских самолетов Т-33, F-84 и F-86. Соглашение было достигнуто, и разобранный истребитель отправился за океан. Там он был собран, отмечен американской символикой и испытан. Большого впечатления на американцев машина не произвела.

Як-23 расценивали и в СССР как не самый удачный опыт. Именно поэтому самолет оказался в Восточной Европе — неподалеку от границы с Югославией, с которой в тот момент произошло очередное охлаждение отношений.[С-BLOCK]

После испытаний американцы самолет разобрали и вернули Югославии. Югославы объявили о румынском пилоте-перебежчике в новостях. Румыны промолчали. А в СССР сделали вид, что ничего не было, так как с 1951 года, после передачи машины Румынии, самолет не состоял у них на балансе. Больше всех в ситуации выиграли югославы, сумевшие испытать советский самолет и получить контракт на поставку американской авиатехники.

cnnn.ru

admin

Next Post

Сокровища Приама: куда после войны исчез троянский клад

Пт Авг 9 , 2019
cnnn.ru Троянский клад или, как его еще называют, сокровища Приама в 1873 году нашел немецкий археолог Генрих Шлиман. Экспонаты хранились в музее Берлина до 1945 года, после чего бесследно исчезли. Правда выяснилась только в 1993 году, то есть спустя почти полвека после окончания Второй Мировой войны.[С-BLOCK] Шлиман и Троя Еще […]
Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Яндекс.Метрика