Укрупнять и властвовать: вице-премьеров распределят по регионам

Укрупнять и властвовать: вице-премьеров распределят по регионам

В ходе «Прямой линии» президент России Владимир Путин не только традиционно пообщался с народом, но и дал понять, что грядет еще одна административная реформа в управлении регионами.

Отвечая на вопрос, почему только у Дальневосточного федерального округа «есть свой курирующий вице-премьер», которым с 2013 года является полпред президента Юрий Трутнев, Путин сообщил, что скоро отвечающих за регионы чиновников федерального правительства будет больше.

«Совсем недавно мы с правительством на этот счет говорили, в целом практика [кураторства регионов] себя оправдывает. Мы договорились о том, что председатель правительства представит предложения, связанные с тем, чтобы руководители правительства, вице-премьеры занимались кураторством отдельных территорий», — сказал государственный лидер.

Он добавил, что благодаря этому контакт правительства с территориями и погружение в их проблемы будет более прочным и в идеале приведет к тому, что решения, которые принимаются в центре, будут доводиться более точно, более осмысленно и с большим эффектом.

Как рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник, эти предложения будут формализованы уже в ближайшие дни. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил изданию, что институт полпредов президента в федеральных округах после реализации этих предложений останется.

«Но в то же время президент имел в виду, что именно вице-премьеры будут курировать определенные регионы», — сказал он, добавив, что конкретное распределение сфер и регионов еще обсуждается.

Некоторые инсайдеры полагают, что Владимир Путин хочет масштабировать систему, при которой полпред президента одновременно занимает пост вице-премьера. Помимо Трутнева сразу и полпредом, и вице-премьером, курирующим Северный Кавказ, был прежде Александр Хлопонин (первую должность он оставил в 2014 г., вторую — в 2018 г.). Такое совмещение должностей упростит выполнение управленческих задач, так как у обычного полпреда мало самостоятельных полномочий.

Именно такая схема работает в Дальневосточном округе — губернатор может обратиться к Трутневу с необходимыми региону просьбами, тот дает поручения по линии правительства проработать вопрос и держит его на контроле, а затем может требовать отчет по их исполнению.

Практика кураторства регионов уже применялась в прошлые годы. Например, в 2019 году 10 регионов со слабой экономикой получили кураторов из числа федеральных министров еще прошлого правительства, включая первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова, которому досталась Курганская область. Просто раньше регионы были закреплены лишь за некоторыми вице-премьерами, а теперь предположительно они будут у каждого.

Политолог Илья Гращенков считает, что закрепление регионов за вице-премьерами придаст институту полномочных представителей президента функции исполнительной власти, и они смогут контролировать, на что и как тратятся деньги на вверенных территориях.

— В нашей стране практика ручного управления всегда эффективней системы, поэтому нужны ответственные, которые, с одной стороны, имеют прямой контакт с президентом и премьером, а с другой, обладают личными полномочиями, чтобы что-то решать и пробивать. Полпред полпреду рознь.

Президент неспроста упомянул Трутнева и Дальний Восток, поскольку он эффективен. Был бы он обычным полпредом, он бы ничего не мог решить. Но поскольку он вице-премьер, он что-то выбивает, ставит повестку для правительства. Видимо, Путину нравится такая активность и необходимость общаться не с многочисленными губернаторами и территориальными органами, а с понятными ему людьми напрямую. Можно вызвать вице-премьера и можно спросить, почему в таком-то регионе такие-то проблемы.

Правда, у нас 85 регионов, а в вице-премьеров гораздо меньше. Поэтому не совсем понятно, по каким принципам будет осуществляться курирование. Будет ли это дублирование федеральных округов, как в случае с Трутневым, или будут определены более важные территории. Так что вопрос в том, что именно хотят поставить под контроль — вообще все или более важные для президента регионы.

«СП»: — А такая система не снизит еще сильнее эффективность региональных властей?

— Они и так в принципе особо ничего не решают. У нас идет технократизация власти. Теперь губернаторы — это одни из средних звеньев, винтики системы. А вот те, кто будет курировать направления, это уже триггеры, как в случае с Трутневым. Он тянет все — политику (он стоит во главе списка и отвечает за результат «Единой России»), отношения между губернаторами, инвестиционные проекты.

Но хочу напомнить, что на Трутневе висит еще и Северный Кавказ, и Арктика. Может быть, хотят его разгрузить и нагрузить других вице-премьеров. Понятно, что в отличие от губернатора они будут заниматься не текучкой, вопросами школ и дорог, а крупными инвестиционными проектами и нацпрограммами.

Путин хочет понимать, кто и как тратит деньги, поэтому ставит на эти направления понятных ему людей, которые могут до него донести, что происходит в регионах. Видимо, обычное полпредство по разным причинам на это не способно. У каких-то полпредов хорошие отношения с президентом, и они если не входят в ближний круг, то хотя бы достаточно часто его видят. А есть и техничные фигуры, которых отправили на эту должность на пенсию или изначально они были не очень влиятельны. Например, на Урале сейчас Якушев, до этого был Цуканов. Сказать, что они что-то могут сами решить, как Трутнев, нельзя.

Видимо, полпредам решили придать функции исполнительной власти, чтобы они не только записки писали, но и в качестве вице-премьеров могли предпринимать конкретные действия и решать вопросы.

Политолог Павел Салин считает, что инициатива президента может стать первым шагом к реформе по укрупнению российских регионов. Об этом говорил, например вице-премьер по вопросам регионального развития Марат Хуснуллин, который в апреле на круглом столе в ВШЭ заявил о необходимости укрупнения регионов для сокращения трудозатрат на их управление:

— Практически всегда бывает, что на стадии анонсирования верховной властью изменения кажутся позитивными, а когда доходит до деталей, выясняется, что по балансу в сухом остатке ситуация для объектов регулирования ухудшается. На этапе выдвижение обещают пряники, а на выходе получается механизм с кнутом, и так и было запланировано заранее. Поэтому прежде чем обсуждать инициативу президента, нужно смотреть на нюансы, которых мы пока не знаем.

Хотя есть факт, который наводит на размышление. Речь о давно муссировавшейся реформе регионов, которая должна выразиться в их укрупнении. Такая идея давно витает, ее хотели внести в поправки к Конституции, но по ряду причин отказались от этого. Но не так давно Марат Хуснуллин про это проговорился.

Поэтому очень может быть, что инициатива, выдвинутая президентом, и укрупнение регионов будут синхронизированы или вообще взаимоувязаны. Но в любом случае, все это будет проходить после 19 сентября, то есть после выборов. Тогда обсуждение этого вопроса станет более актуальным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика