Влияние музыки на формирование личности человека

Влияние музыки на формирование личности человека

С миром звуков связано почти все, что происходит в природе, прежде всего, в живой природе. Несомненно, музыка влияет на людей, и на растения, животные. Музыка нередко помогает здоровью. Она способна порождать в нас эмоции и чувства. Это ее свойство признается всеми исследователями. Так, физиологи обнаружили в ходе многочисленных экспериментов, что эмоции у людей и животных порождаются центральными областями мозга, в частности, вследствие влияния музыки у человека рождаются различные эмоции и чувства центральными частями мозга, и особенно гипоталамусом.

Как это происходит? Человек вспоминает какую-то определенную музыкальную композицию, в результате чего у нее возникают соответствующие эмоции. Или, услышав музыку https://muzna.net , человек может вспоминать события своей жизни, порождающие у нее эмоциональные переживания. Итак, человеческая память способна помнить музыку.

Как наш мозг воспринимает музыку? С научной точки зрения это происходит так: звуковой сигнал принимается ушными раковинами, затем преобразуется в нервный импульс и по нервным путям проходит в гипоталамус. Гипоталамус воспринимает этот импульс и преобразует в эмоциональные переживания. Кора головного мозга получает импульсы от гипоталамуса, которые информируют ее о возникновении эмоциональных состояний. Так же от затылочных участков мозга она получает информацию о улавливания органами слуха звуковових сигналов. Корой головного мозга эта информация объединяется в ассоциации. Восприятие музыки человеком проходит в три этапа, каждый из которых имеет свои принципы.

Гипоталамус реагирует на музыкальные импульсы так же, как и на все остальные, которые к нему поступают. Однако положительно реагирует на музыку тогда, когда она соответствует таким параметрам:

  • Музыка должна состоять из периодически повторяющихся звуковых элементов, как низко-, так и высокочастотных. Это свойство делает музыкальные периоды подобными біоритмічних, потому что в человеческом организме существует масса разночастотных биоритмов. Частота одних биоритмов измеряется годами, а других тысячными долями секунды. Звуки, не имеющие никаких периодических структур, как музыка не воспринимаются.
  • Периодические звуковые структуры должны быть взаємосинхроними, ведь человеческие биоритмы четко синхронизированы. По аналогии с биоритмами человека музыкальные периоды имеют быть синхронными. Когда все биоритмы строго синхронны человек себя прекрасно чувствует и находится в состоянии, близком к блаженству. Музыка, имитируя подобное состояние синхронностью своих периодов, создает иллюзию такого блаженства. Нередко влечение человека к музыке можно объяснить тем, что вследствие нарушения біоритмічних структур (усталость в течение дня), когда человеку необходим отдых, именно музыка создает иллюзию (а возможно не только иллюзию) правильной синхронности биоритмов.
  • Одновременно с синхронными периодами в музыке должны существовать изменяющие элементы. На протяжении дня люди осуществляют многочисленные непериодические рухи, которые проходят на фоне синхронности и периодичности биоритмов организма. Это нормальный состояние для человека. По аналогии на фоне большого количества музыкальных периодов должны постоянно меняться звуки. Исследования спонтанных ритмов, образуются в организме в процессе его повседневной деятельности, показало, что они «скоординированные с другими, которые находятся внутри организма спонтанными ритмами» и зависят от основных ритмов человека.

Обязательным условием для работы этих трех принципов является определенное состояние памяти гипоталамуса. Гипоталамус обладает небольшим объемом собственной локальной памяти, в котором размещается необходимая ему информация. Содержание этой памяти во многом определяет реакцию человека на музыку. От информации, которая там содержится, зависит, получит ли человек удовольствие от звучания музыки.

^ Зарождение звуковой языка в контексте развития речи

Первая, и главная особенность музыки кроется в интонационном периоде этого вида искусства. Музыка становится нам близкой и понятной в силу сходства с интонациями человеческой речи. На заре становления общественной жизни, когда язык и звуковая речь стали средствами общения между людьми, возникли и первые образцы вокальной музыки – музыки для голоса. Древнейший музыкальный инструмент – человеческий голос – воспроизводил мелодичну и ритмически оформленную человеческую речь, зовы, кличи, восклицания, шумы природы. Мелодичные возгласы объединяли усилия людей в труде, повторяющиеся в напевах. Матери убаюкивали младенцев в колыбели, а смерть близких людей оплакивали в песнях.

Основным из проявлений человеческой речи в музыке является интонация. А язык, как известно, неразрывно связана с сознанием и мнением. Академик Бы.В.Афанасьев раскрыл теорию интонации, на которую обращают внимание все музыковеды. Бы.В.Афанасьев рассматривает интонацию как фундаментальное звуковираження музыкальной мысли, которая лежит в основе музыкального образа произведения.

Інтонуючи, человек выражает свои чувства, мысли, отношение до мира. Музыкальная речь, состоящую из ряда интонационных единиц, можно рассматривать как образнопізнавальну деятельность сознания, связанную с выражением звуко-образов, звуко-идей. Эстетическое восприятие музыкальной интонации предполагает ее родство с человеческим прамовою, а через нее и с человеческими мыслями и чувствами. Это обстоятельство позволяет воспринимать музыкальное отражение души и разума человека.

У музыкального искусства есть объективная основа. Однако она находит отражение не в натуралистическом воспроизведении эмоций, в воссоздании звуковых картин предметного мира, и в перенесении акустических явлений в область музыкального мышления, а в том, что человек интонирует о мире и о себе с помощью музыкальной выразительности. Інтонуючи, музыкальная мысль всегда превращается в форму музыкального языка и от этого – в художественный язык-особый язык человеческого общения.

Внутренние, тончайшие, сокровенные стороны души человека, то, что порой не передается на привычный язык человеческого общения, становится доступным музыкальным звукам, выступает основой особой образности в музыке. Г.Шуман отмечал, что там, где кончается слово, начинается музыка. Музыкальные звуки, построенные в определенную ладовую, ритмическую систему, являющиеся в известном порядке в музыке Баха, Бетховена, Чайковского, как бы вырастают из чувств, эмоций, душевных состояний композитора. Область чувств и эмоций человека – один из основных предметов отражения в музыкальном образе. Но их не можно рассматривать как чисто субъективное явление, они, аналогичные других форм осознание действительности человеком, является «субъективным образом объективного мира». Следовательно, музыка изображает и выражает действительность не прямо, подобно живописи, создающей образ той или иной части предметного мира, а косвенно, воссоздавая мир чувств и чувственных отношений, или той субъективной реальности, которая образует вторичный образ бытия в диалектике музыкального познания.

Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, музыка заставляет каждого переживать, сложнейшие чувства, придает людям нравственные силы, воспитывает в них мужество, веру в жизнь, справедливость, красоту, подсказывает воображению интересную мысль, обогащает чувство и интеллект.

Человеческий слух способен воспринимать различия в высоте от 16 до 20000 колебаний в секунду. Нарушение верхнего порога способно вызвать серьезные нарушения в человеческом организме.

В музыке используются главным образом звуки в пределах от 16 до 4000 колебаний в секунду. Такой диапазон связан с исторически сложившейся практикой человеческой речи и пения. Обидно то, что современные технические средства репродуцирования музыки, имеющие значительную звуковую мощность, не предусматривают контрольных точек для уровня громкости. Если в быту громкую разговор человека мы воспринимаем как признак недостаточной культуры, то в молодежной среде сегодня общепринята абсолютно Бескультурная позиция восприятия музыки, которая звучит при превышении всякой художественной меры громкости звука.

Особенно такое явление характерно для танцевальных дискотек, где колебательные движения мембран аппаратуры способны вызвать болезнь органов слуха: «в дискотеке сила звука доведена до такой степени, когда она еще не убивает, но начинает воздействовать уже сразу на подсознание, на глубинные слои психики, производя на человеческий организм как бы наркотическое действие. Причем это не мелодическая музыка, не Чайковский и не Шопен, но музыка ритмическая, поп – музыка, рок – музыка. Когда удары музыкального ритма начинают вдруг совпадать с ударами вашего сердца, создается впечатление, что внутри вас раскачивается тяжелый колокольный звон, который лупит по вашим ребрам, по всем ваших клетках, и все гудит и звенит, как будто вы сейчас сорветесь с места и начнете неистовствовать в своих движениях, или вибухнете», – писал Солоухин.

Досадно, что микрофоны «съедают» природную красоту звука пианиста или певца классического репертуара. Еще печальнее наблюдать за тем, как многочисленные оркестры спешат вооружиться техникой: электрогитары представляли собой, микрофонами, динамиками, синтезаторами. Наш слух способен оценить достоинства «технической» музыки во всех случаях, где техника не становится «обнаженным» с музыки, а наоборот, обогащает ее новыми выразительными возможностями. Живет инструментальное и вокальное музицирование, культура и богатство музыкального звука должны стать школой музыкального восприятия для молодежи.

В одном из исследований А.А.Коротаев (1973г.) показал, что в спокойной ситуации направление изменений в деятельности лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой под влиянием приятной и неприятной музыки оказывается одинаковым: приятная – улучшает деятельность, а неприятная – ухудшает. В напряженной ситуации направление изменения в деятельности лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой под влиянием приятной и неприятной музыки оказалось противоположным. Приятная музыка улучшает деятельность «сильных», причем почти в такой же степени, как и в спокойной ситуации. В «слабых» же, наоборот, под влиянием приятной музыки оказалась четкая тенденция к ухудшение деятельности, то есть к дальнейшему усилению нервно-психической напряжения. Однако, как позволили установить результаты динамики, это ухудшение деятельности в «слабых» под влиянием приятной музыки происходит не сразу с включением музыкальной передачи, а только через 13-15 минут. До этого же момента по улучшению деятельности. В этом же исследовании отмечается отрицательное влияние неприятной музыки, что в напряженной ситуации сильнее влияет на сильных, а слабые не обращают внимания, как будто отключаются. В связи с этим стоит рекомендовать ограничивать музыкальное воздействие на молодежь в зависимости от силы нервной системы в спокойной ситуации 20-30 минутами (перерыв, окончание работы), а в условиях напряженной работы – 10-15 минутами.

В учебных заведениях наилучший результат достигается при частичном включении музыкальных передач (на переменах) с общим временем звучания в течение смены не более 1,5 часа. Место размещения громкоговорителей, характер музыкальных передач, громкость и темп должны регулироваться в зависимости от возраста, вкусов, степени занятости внимания (чем больше занято внимания, тем меньше громкость и спокойнее ритм). Программы должны быть различными в разные дни и в течение обучения, при этом должна учитываться стадия трудоспособности. Каждую передачу стоит начинать и заканчивать постоянным позывным сигналом. Это – короткая (15 секунд), ненавязчивая, хорошая музыкальная фраза, что выполняется не на электроинструменте.

Начальный период учебной смены характеризуется пониженной работоспособностью. Чтобы уменьшить его продолжительность, необходимо уже в вестибюле встречать школьников музыкальной программой, призванной стимулировать функционирование нервно-моторных центров организма, настроить их эмоциональное состояние, познавательные процессы и двигательный аппарат на рабочий ритм. В связи с этим в начале смены музыка может быть темповою, громким, помогая войти в ритм учебной деятельности. На смене, в период высокой работоспособности транслируют спокойную, менее громкую музыку. К концу учебной смены, когда накапливается утомление, транслируемая музыка должна быть бодрящей, темповою. Во время перемен, в вечернюю смену музыкальное звучание должно быть бодрым, веселым.

Музыка предупреждает развитие утомления и способствует росту эффективности и производительности учебной деятельности. Следует отметить, что в начале недели (понедельник, вторник) музыка должна звучать несколько громче, чем перед днями отдыха. В целом по громкости музыка должна лишь создавать фон, превышая обычный шум в данном помещении на 3-4 децибела. Типовую, применимую в любом учреждении, программу разработал И.АТольдварг (1988г.).Первая музыкальная передача длится 20-30 минут и призвана сократить период впрацьовування, помочь быстрее включиться в необходимый рабочий ритм. Она состоит из бодрых жизнерадостных песен, маршей. О начале обучение может предупреждать какой-нибудь постоянный сигнал. В худшем случае это может быть традиционный звонок. Но лучше заменить его переливом колокольчика. Последняя музыкальная программа начинается сигналом о конце последнего урока. Она провожает учеников бодрой веселой музыкой, песнями. Через 10-15 минут «провожающей» музыки идет вторая часть. С в этом плане большая ответственность ложится на составление музыкальных программ, их жанровое и структурное компоновку, тональность, уровень громкости звучания.

^ В первом разделе считаю необходимым представить историческую справку по теме исследования:

XII века.  кобза-бандура синтезувалася с центральноевропейской пандурою.

1321 г. – объединение Литовского княжества.

От XV-Хіхвв. –деятельность кобзарей.

1709.  изобретена механика современного фортепиано итальянским мастером Кристофори.

1738 г.  основания МНЗ в г.Глухове.

В 1740 г.  возник новый вид инструмента «старосветская бандура»

1788 г.  исследование О.И. Ригельмана.

XIX века.  «старосветская бандура» вытеснила кобзу.

XX ст.  начинают развиваться электронные источники музыкальных и речевых звуков.

1973 г.  исследования А.А. Коротаева.

1988 г.  программы разработаны И.А. Тольдоваром.

Энергетическая действие звуков

Некоторые звуки действуют ничуть не хуже, чем несколько чашек кофе. Следовательно, мы можем использовать музыку в качестве тонизирующего средства.

Еще со времен, когда человечество впервые создало музыку, она служила его повседневным целям. Колыбельные, военные, морские песни – список столь же долгое, как сама история и культура. В наше время высоких технологий был открыт высокотехнологичный метод раскрытия внутренней силы звука, силы, которая в действительности обладает особой способностью для повышение ментальных способностей.

Рецепторные клетки работают, как маленькие электрические батарейки. «Клетки-батареи» заряжаются чем-то извне, и вот есть звук, в частности высокочастотный звук. Преобразованием энергии, поступающей извне, занимаются клетки корти. Если бы вы путешествовали по вашему внутреннему уху, то после блуждания по запутанным лабиринтам ушной улитки вы внезапно придете к «линии корти», самой длинной линии в лучших танцоров мира.

Расположены по рядам, 24 600 продолговатых клеток «танцуют» в точном соответствии с каждым звуком, подобно кордебалету в музыкальном зале Радио-Сити. Энергия, производимая в результате этого «необыкновенного танца», перетекает в мозг, а ее часть отделяется, чтобы попасть через вестибулярную ветвь мозжечка до мускулов тела. Высокочастотные звуки питают энергией мозга, в то же время снимая мышечное напряжение и производя различную балансировку тела. Они влияют на человек, даже после того, когда она их прослушала.

Частотный звук необходимо использовать, чтобы просвітлити ум? Звуки с частотой от пяти до 8000 Гц быстрее всего способны перезаряжают «мозговые батарейки». Самая быстрая перезарядка происходит при воздействии звука частотой 8000 Гц. После испытания музыки, написанной различными композиторами, выяснилось, что музыка Моцарта в наибольшей степени содержит в себе высокочастотные звуки, подзаряжающие мозг. В то же время звуки дорожного движения, аэропортов снижают уровень энергии.