Советы по предотвращению коррозии нержавеющей стали на лодках

Яркие, блестящие приспособления из нержавеющей стали на парусных или моторных лодках — от кнехтов и держателей для удочек до мачтовых вант и лебедок — действительно могут заставить судно “лопнуть” и хорошо служить своему назначению, если за ними правильно ухаживать.

Конечно, владельцы лодок более заинтересованы в уходе за бортовым оборудованием из нержавеющей стали, но фрахтователи лодок, особенно во время рейсов продолжительностью более нескольких дней в условиях соленой воды, также должны знать, как ухаживать и ухаживать за креплениями из нержавеющей стали, потому что материал требует постоянного, но, к счастью, простого ухода.

Краткое и ненаучное обсуждение металлургии нержавеющей стали, представленное ниже, наряду с некоторыми советами по уходу за нержавеющей сталью, может помочь эффективно обслуживать оборудование, приспособления и фитинги из нержавеющей стали на борту судна.

Что такое нержавеющая сталь и как она работает?

Нержавеющая сталь представляет собой смесь металлов, которая содержит более 10% хрома. Морская нержавеющая сталь (известная по своему промышленному номеру, тип 316) также содержит молибден, никель и азот. Все четыре элемента работают вместе, чтобы сделать нержавеющую сталь предпочтительным металлом для различных применений в суровых морских условиях, особенно в соленой воде. Нержавеющая сталь устойчива к коррозии (так называемой точечной коррозии), сохраняет свою прочность при высоких температурах, хорошо выглядит и легко обслуживается. Нержавеющая сталь отличается от углеродистой по содержанию хрома в металле.

Хотя нержавеющая сталь устойчива к коррозии, она не является коррозионностойкой. При воздействии сурового воздуха и влажности, особенно в тропическом климате и вблизи соленой воды, нержавеющая сталь подвергается коррозии или ржавеет (также называется окислением), в результате чего образуется оксид железа. Хром, содержащийся в нержавеющей стали, препятствует этому процессу, образуя собственный оксид, оксид хрома, шероховатую, устойчивую к коррозии микроскопическую пленку на поверхности стали, которая сопротивляется дальнейшему окислению. В пресноводных средах коррозия нержавеющей стали все еще происходит, но гораздо медленнее.

Виды коррозии, которые влияют на нержавеющую сталь на лодках

  • Атмосферный: возникает, когда нержавеющая сталь подвергается воздействию жидкостей, твердых частиц или газов, находящихся в воздухе, таких как морские брызги, дождь, соль или грязь.
  • Химический: возникает при непосредственном контакте стали с материалами с высоким содержанием хлоридов или агрессивными веществами, такими как отбеливатель.
  • Контакт: Происходит, когда мелкие (даже микроскопические) кусочки углеродистой стали, окалины, меди или другого постороннего материала застревают в нержавеющей стали, вызывая образование язв.

Советы по уходу за нержавеющей сталью на лодках

  • Используйте мягкую ткань, например замшу, или неабразивную губку вместе с пресной водой и мягким чистящим средством, например, средством для мытья посуды, для чистки светильников из нержавеющей стали. Тот же материал может удалить изъязвления. Никогда не используйте щетки из стальной проволоки, наждачную бумагу или стальную вату.
  • Морские фитинги / приспособления из нержавеющей стали значительно отличаются от хромированного оборудования. Полезно знать, какое оборудование на борту покрыто металлом, чтобы правильно обслуживать оборудование.
  • Морское желе (также известное как фосфорная кислота) представляет собой неорганическое соединение на минеральной основе, которое можно использовать в качестве ингибитора коррозии нержавеющей стали.
  • Нержавеющая сталь немагнитна; нанесение хорошего магнита на бортовые металлы определит тип материала.
  • После каждого плавания в морской воде, независимо от его продолжительности, тщательная промывка палубы и всех фитингов из нержавеющей стали пресной водой из шланга вместе с небольшим количеством крепкого норвежского пара (смазка для локтей для сухопутных судов) значительно снизит вероятность коррозии.
  • Крайне важна регулярная чистка и незамедлительный ремонт поврежденного защитного оборудования из нержавеющей стали, такого как стойки, поручни, поручни и т.д.
  • Регулярно наносимое полирующее покрытие обеспечивает дополнительную защиту и блеск.
  • Поскольку хлориды морской воды разрушают пленку оксида хрома, которая образуется на нержавеющей стали, не следует использовать чистящие средства, содержащие хлориды или кислоты, особенно отбеливатель.
  • Если пятна от стали не удаляются теплой водой и мягким моющим средством, хорошо подойдет паста из пищевой соды и теплой воды. Если пятно не исчезло, добавьте в пасту уксус, чтобы повысить ее прочность, и добавляйте давление при растирании.
  • Вокруг пятна ржавчины на нержавеющей стали может образоваться ореол, который может указывать на то, что в поверхность внедрен другой тип стали (например, стальная вата или стальные щетки). Ситуацию исправит раствор пасты из 10% азотной кислоты и 2% плавиковой кислоты (также называемый пастой для травления). После нанесения пасты промойте ее раствором пищевой соды и воды, что позволит защитной пленке оксида хрома восстановиться.

Что такое электролиз

Явление электролиза — это электрохимический процесс, который происходит, когда два разнородных металла вступают в контакт друг с другом в морской среде. Например, когда алюминий и нержавеющая сталь соприкасаются, хлорид в соленой воде или соленом воздухе создает электрический заряд, который, если его не контролировать, вызывает коррозию металла, находящегося ниже по гальванической шкале (в научных терминах, менее благородного металла).

Катодная защита является наиболее распространенным методом, используемым для предотвращения коррозии разнородных металлов. В своей простейшей форме технология включает в себя установку расходуемого анода, материала с более отрицательным электродным потенциалом, такого как цинк, алюминий или магний, который принимает на себя основную тяжесть образующегося электрического заряда. Расходный анод со временем разъедается и требует замены. Защита также может быть обеспечена путем подключения источника питания для защиты от коррозионных гальванических токов. Производители лодок прилагают все усилия, чтобы спроектировать и построить суда, которые сводят к минимуму использование разнородных металлов, контактирующих друг с другом, но на лодке есть области, где контакт неизбежен, например, нижние блоки.

  • Знайте области, где соприкасаются разнородные металлы, и примите меры, чтобы убедиться, что материал катодной защиты (расходные аноды или электрооборудование) находится в хорошем состоянии, и при необходимости замените или отремонтируйте.
  • Также следует соблюдать осторожность при установке новых металлических приспособлений, фитингов или другого оборудования на металлические материалы, чтобы по возможности избежать использования разнородных металлов.

Металлы на лодках

Разнообразие материалов, используемых в судостроении, приспособления, фурнитура и другое оборудование на борту, в основном работают вместе без особой дисгармонии, создавая условия для наилучшего использования технологий 21-го века и обеспечения приятного катания на лодке.

Однако в других областях, где присутствуют другие металлы, могут возникнуть некоторые интересные ситуации, которые следует понимать. Например, динамики стереосистем и морских УКВ-радиостанций содержат магниты, которые могут повлиять на работу судового компаса. Компасы также содержат магниты. Установка оборудования с магнитами в непосредственной близости от компаса может привести к ошибочным указаниям курса, которые могут достигать пяти или более градусов. Аналогичным образом, сотовые телефоны и другое электронное оборудование также могут влиять на направление компаса и, в некоторой степени, на устройства GPS.

Понимание основ металлургии, электролиза, катодной защиты и того, как работает морская электроника, особенно у руля, во многом поможет сделать плавание безаварийным и безопасным.